Факт 1. Своё название Эйфелева башня получила в честь архитектора Гюстава Эйфеля, причём не сразу. Сам он скромно назвал её “300-метровой башней”, и уже позднее народная молва её переименовала. При этом парижане не сразу оценили это архитектурное сооружение – некогда многие из них требовали сноса конструкции, утверждая, что она портит исторический облик Парижа. Петицию к властям подписали многие знаменитые французские литераторы, включая Ги де Мопассана, Виктора Гюго и Александра Дюма-сына. Русский поэт Максимилиан Волошин, долгое время живший в Париже, тоже часто повторял, как он ненавидит Эйфелеву башню.
Факт 2. Возведена башня была ко Всемирной выставке, проходившей в столице Франции в 1889 году. Изначально планировалось, что её демонтируют спустя 20 лет после установки, но за это время буря негодования вокруг “портящего исторический облик города” сооружения поутихла, да и демонтаж потребовал бы огромных средств, так что Эйфелева башня осталась на своём месте.
Факт 3. Благодаря своей решетчатой конструкции Эйфелева башня без проблем может выдержать даже самый сильный ураган. Когда на Париж обрушился чудовищный ветер скоростью около 180 км/ч, её вершина отклонилась от вертикали всего на 120 мм. Для сравнения, ветер начинает считаться ураганом при достижении скорости в 117 км/ч.
Факт 4. Эйфелева башня целиком изготовлена из стали, и она практически не боится ржавчины. Но ничто не вечно, поэтому её перекрашивают раз в 7 лет, каждый затрачивая на это мероприятие около 4.000.000 евро из городской казны. При этом французское правительство оценивает саму башню в сто с лишним раз дороже – в 435.000.000 евро. А в прошлом башня была выкрашена в разные цвета, включая красноватый и жёлтый.
Факт 5. Туристы поднимаются на смотровую площадку на лифте, но из соображений безопасности тут есть и лестница. Состоит она из 1710 ступеней, и осилить её в случае необходимости будет непросто. На самой смотровой площадке предусмотрены ограждения, которые установили после того, как её облюбовали желающие покончить жизнь самоубийством. Всего с Эйфелевой башни за всё время её существования спрыгнуло вниз более 400 человек.
Факт 6. Решётчатая и практически полая Эйфелева башня весит всего 10.100 тонн – крайне мало для сооружения подобной высоты, причём около 2800 тонн приходится на её постамент. Краска, которой она покрыта, весит 55-57 тонн. Для постройки башни было использовано 18.038 отдельных стальных элементов и более 2.500.000 заклёпок, соединяющих их между собой.
Факт 7. Эйфелевой башне угрожал не только снос. Во время Второй Мировой войны Франция была оккупирована Германия, и Адольф Гитлер приказал при отступлении из Парижа взорвать её. Достопримечательность уцелела лишь благодаря тому, что высокопоставленный немецкий офицер, командовавший отступлением, отказался выполнять этот приказ и вывел войска, “забыв” уничтожить башню.
Факт 8. Первое освещение Эйфелевой башни, активированное в день её открытия в 1889 году, состояло из 10.000 газовых фонарей, маяка и пары прожекторов. Сейчас для её освещения используется около 20.000 электрических лампочек и 40 километров проводов. Причём частично башню обеспечивает электричеством сама природа – на ней установлено 10 м² солнечных панелей и два ветряных электрогенератора. Благодаря стараниям экологов тут появилась даже система сбора и повторного использования дождевой воды.
Факт 9. Именно Эйфелева башня является самой посещаемой достопримечательностью мира из числа тех, для посещения которых требуется заплатить. За всю её историю на ней побывало около четверти миллиарда человек! Каждый день для печати билетов для посетителей расходуется около 2 тонн бумаги. Но башня окупается – всего за 10 месяцев после того, как на неё стали пускать туристов, она полностью отбила все затраты на её строительство.
Факт 10. Гюстав Эйфель собирался строить башню по своему проекту не в Париже, а в Барселоне. Но испанские власти отклонили его предложение, заявив, что стоит такая конструкция неоправданно дорого, а выглядит чересчур странно. Тогда он обратился к властям Парижа, и, чтобы убедить их, официально поручился собственным состоянием, пообещав завершить постройку к началу Всемирной выставки. Как известно, Эйфелева башня была закончена точно в срок, так как архитектор выполнил своё обещание.