Факт 1. Один из определяющих признаков космической ракеты – то, что её реактивный двигатель использует свои запасы топлива, а не вещество из окружающей среды. Если, к примеру, использовать прямоточный двигатель Бассарда, захватывающий атомы из космического пространства и использующий их, как топливо, это будет уже не ракета, а звездолёт.
Факт 2. Знаменитый учёный-самоучка Константин Циолковский изучал возможность применения подобных летательных аппаратов ещё в XIX веке. Рукопись с лаконичным названием “Ракета” он опубликовал в 1897 году, исследовав в ней ряд вопросов, связанных с реактивным движением в пространстве.
Факт 3. До сих пор не создано ни одной одноступенчатой космической ракеты, хотя перспективные разработки в этой области есть. Среди баллистических ракет хватает моделей, достаточно мощных для того, чтобы выйти в космос (то есть преодолеть потолок высоты в 100 км), но ни одна из них не способна выйти на стабильную орбиту вокруг Земли. Многоступенчатые же модели придумал вышеупомянутый Циолковский, назвав их “ракетными поездами”.
Факт 4. Масса полезной нагрузки, которую космическая ракета способна доставить на орбиту, очень скромна, и она не превышает нескольких процентов от её собственной массы. У самых лёгких моделей это несколько десятков килограммов, у сверхтяжёлых – более 100 тонн. Правда, единственной сверхтяжёлой моделью, эксплуатируемой в наше время, является модель Falcon Heavy, разработанная частной компанией Илона Маска SpaceX. Первый успешный запуск Falcon Heavy состоялся в 2018 году.
Факт 5. Многоступенчатые космические ракеты в процессе набора скорости и высоты сжигают массу топлива, на которое приходится значительная часть их изначального веса. Для того, чтобы успешно выйти на стабильную орбиту, аппарату необходимо сбросить 90-93% массы.
Факт 6. Первые коммерческие успешные многоразовые космические ракеты были разработаны компанией SpaceX. К примеру, модель Falcon 9 при наборе высоты сбрасывает первую ступень, которая затем совершает мягкую посадку обратно на космодром. Обслуживание для повторного использования занимает несколько месяцев, а ресурс разгонной ступени – 5 запусков.
Факт 7. Единственной альтернативой космическим ракетам были американские “Спейс Шаттлы” и советский “Буран”. Но на практике “Буран” ни разу не применялся, а вот “Шаттлы” летали долгое время, снабжая американскую часть МКС. Всего было произведено четыре экземпляра, и два из них, “Колумбия” и “Челленджер”, погибли в ходе выполнений миссий вместе со всем экипажем. Остальные два уже давно выведены из эксплуатации.
Факт 8. Первый в мире жидкостный ракетный двигатель спроектировал американский учёный Роберт Годдард, ещё в 1914 году, а спустя три года он задумался о полёте на Луну. Сам Годдард утверждал, что на мысли о космических полётах его натолкнул роман “Война миров” Герберта Уэллса.
Факт 9. Запуск на орбиту космической ракеты – предприятие сложное и дорогостоящее. В настоящее время всего 13 стран (считая Евросоюз в целом) за всю историю сумели его осуществить, а также одна частная компания – американская SpaceX.
Факт 10. Самой мощной, самой большой, самой тяжёлой и самой грузоподъёмной космической ракетой в мире до сих пор остаётся «Сатурн-5». Модели этой серии использовались в программе «Аполлон», и они использовались для доставки астронавтов на Луну. Разработан «Сатурн-5» был Вернером фон Брауном, создателем первых баллистических ракет и виднейшим учёным Третьего Рейха. После поражения Германии во Второй Мировой войне фон Браун попал в США, где его взяли на правительственную службу.