Факт 1. Вся жизнь Никколо Паганини могла бы пойти иначе, если бы не его отец. Этот суровый человек был одержим скрипкой, и заставлял своих детей до исступления заниматься музыкой. Будущего гениального скрипача он вообще запирал в комнате и принуждал заниматься дни напролёт. Многие исследователи биографии Паганини сходятся во мнении, что отчасти из-за столь жестокого отношения отца Никколо потом всю жизнь часто болел, и вообще не мог похвастать крепким здоровьем.
Факт 2. На скрипке он начал играть действительно хорошо уже в шестилетнем возрасте, а мандолину освоил и вовсе годом ранее. Отец действительно заставлял его заниматься более чем усердно. Однажды в детстве Паганини от нервного истощения даже впал в кому и едва не умер, но к счастью, врачам удалось его спасти. При этом потом, уже будучи взрослым человеком, он по доброй воле продолжал тренироваться в игре на скрипке каждый день по несколько часов, и не изменял этому правилу до конца своих дней.
Факт 3. Никколо Паганини обладал азартной натурой. Он часто увлекался карточными играми и порой проигрывал крупные суммы денег, а также заключал всевозможные пари. Однажды он на спор дирижировал оркестром на скрипке с 2 струнами. Видимо, этого ему оказалось мало, потому что потом он побил собственный рекорд, сыграв всего на 1 струне.
Факт 4. Невероятный талант Паганини породил самые невероятные слухи, окружавшие его персону. Тем более что он всю жизнь был весьма скрытным человеком, не заводил близких друзей и никого не впускал в свою жизнь надолго. Некоторые даже перешептывались, что Паганини продал душу Сатане в обмен на талант, откуда, собственно, и пошло его прозвище “скрипач дьявола”. Дошло до того, что представители католической Церкви пытались запрещать концерты “дьявольского скрипача”. Впрочем, почти всегда безуспешно.
Факт 5. Читая биографию Паганини, нельзя не заметить, что человеком он был весьма мрачным и угрюмым. Но это, очевидно, не мешало его личной жизни — женщины обожали блистательного скрипача, и у него было немало романов. Одно время он даже состоял в связи с Эльзой Бонапарт, сестрой французского императора Наполеона.
Факт 6. На сцене Никколо Паганини был неповторим, но в обыденной жизни он порой вёл себя странно. Он был очень рассеянным человеком, забывал имена, путался в датах и лицах. Зато за все выступления он ни разу не совершил ошибок в игре на скрипке, утверждая, что его память и находится не в мозгу, а в руках, которые держат его любимый инструмент.
Факт 7. Скрипок у музыканта было множество, он собрал целую коллекцию. При этом он, будучи личностью весьма суеверной, никогда не давал свои инструменты в руки другим людям. А свою любимую скрипку он и вовсе замещал музею Генуи, своего родного города, поставив условием, что на ней никто и никогда не будет играть. Она и сейчас хранится там, под названием “Вдова Паганини”.
Факт 8. Иногда скрипача обвиняли в алчности, но вряд ли это обвинение можно воспринимать всерьёз. Хотя доля правды в этом есть — с тех пор, как Паганини стал отцом, а после разрыва со своей дамой и добился опеки над сыном, он стал требовать больше денег за свои выступления, чтобы оставить сыну хорошее наследство. Скрипач даже не стеснялся дерзить королям! Когда английский монарх попросил о частном концерте, но предложил лишь половину цены, Паганини высокомерно ответил, что король может прийти и на его публичный концерт, если он так хочет сэкономить.
Факт 9. Скрытность сыграла свою роль и в личной жизни великого скрипача. Одно время он практически самоустранился из светской жизни и на 3 долгих года исчез в отдалённой усадьбе. Там он проживал с некоей дамой, вероятно, знатной, но Паганини так тщательно оберегал тайну личной жизни, что даже сейчас исследователи его биографии не знают, кем была его спутница.
Факт 10. Помимо усердных занятий, свой вклад в становление Паганини как скрипача внёс и его талант. Алессандро Ролло, один из известнейших скрипачей той эпохи, заявил, что не будет учить юного Никколо игре на скрипке, потому что тот уже умеет всё, что умеет сам Ролло. А ведь Паганини был тогда совсем ещё ребёнком, и отец привёл его к Ролло, чтобы устроить на обучение.