Факт 1. За свою жизнь Поль Сезанн создал не 800 с чем-то картин, которые сохранились до наших дней, а намного больше. Просто у него была привычка избавляться от собственных полотен, если они ему по каким-то причинам не нравились. Он резал их, сжигал и даже выбрасывал из окон, уничтожив таким образом, по некоторым оценкам, несколько тысяч работ.
Факт 2. Исследователи творчества и биографии Поля Сезанна обратили внимание на разницу размеров некоторых его картин. И действительно, он работал как над маленькими полотнами, так и над очень масштабными. Самая компактная его картина имеет размеры 47 х 56,5 см, а самая крупная – 134,6 х 180,3 см.
Факт 3. Самой известной серией картин Сезанна является “Игроки”, пятёрка полотен, на которых изображены люди, играющие в карты. Эти полотна находятся в разных руках, но время от времени объединяются для участия в выставках. Что интересно, люди, изображённые Сезанном, явно играют не на деньги, так как никаких денег на столах у них нет.
Факт 4. Никакого специального образования в области живописи Сезанн не получал, что хорошо видно по его ранним работам – в них сразу заметно отсутствие профессиональной школы. Но со временем он набрался опыта, мазок его стал более профессиональным, а композиция – более продуманной. Правда, признание к художнику пришло не сразу, и первая выставка его картин состоялась, когда ему было уже 56 лет.
Факт 5. Одним из близких его друзей был знаменитый писатель Эмиль Золя, и их крепкая дружба продлилась 30 лет. Закончилась она тогда, когда Золя отправил ему рукопись своего романа “Творчество”. В этом романе есть персонаж по имени Клод Лантье, художник-неудачник, в образе которого Поль Сезанн с негодованием узнал себя.
Факт 6. Впервые он начал рисовать ещё в детстве, причём очень оригинально – тайком расписывая стены в отцовском имении. Просто отец прочил Сезанну будущее банкира и не относился к его увлечению живописью всерьёз. Забавно, что именно отец некогда подарил ему первый набор кистей из красок.
Факт 7. Каждую свою картину Сезанн подолгу планировал, создавая эскизы прямо на холсте, а потом ещё и переделывая полотно по несколько раз. Современные исследователи с помощью сканирования установили, что на всех его картинах присутствует много слоёв краски. Вероятнее всего, склонный к перфекционизму художник действительно по много раз переписывал свои работы, пытаясь добиться совершенства. Если, конечно, раньше эти самые работы он не уничтожал.
Факт 8. Исследователи творчества Сезанна полагают, что причина столь фанатичной работы над своими произведениями у него выработалась из-за ущемлённого самолюбия. Долгое время его картины не встречали положительных откликов, и с каждым новым провалом художник всё больше и больше погружался в работу, замыкаясь в себе.
Факт 9. В обыденной жизни Поль Сезанн был человеком с причудами. Так, гуляя по Люксембургскому саду, он в хорошую погоду иногда укладывался вздремнуть прямо там, на траве. При этом он опасался, что во время сна ботинки у него стянут с ног и украдут, а потому снимал их и клал под голову в качестве подушки.
Факт 10. Когда Сезанн брал в руки кисть, он становился жутко требовательным и раздражительным. Ему иногда не давали работать самые странные вещи – то лошадь на улице заржала как-то не так, то погода выдалась недостаточно “светло-серой”, то в комнату с улицы просочился запах свежей выпечки – всё это очень его отвлекало.