Факт 1. От второй жены Илья Ефимович Репин проникся не только идеями вегетарианства, но и здоровым образом жизни. В его доме всегда должен был быть свежий воздух, из-за чего окна всегда были открыты настежь даже зимой, и гостей кормили только вегетарианскими блюдами. Иван Бунин, будучи у него в гостях, пришёл в ужас, увидев, как в промёрзлом доме художник расхаживает в тулупе и валенках. Когда Репин пообещал ему скорый обед “из овощей и трав”, Бунин тайком сбежал, позднее прислав телеграмму с извинениями.
Факт 2. Кто знает, как бы повернулась жизнь Ильи Репина, если бы не его двоюродный брат Трофим? Ведь именно он однажды принёс домой акварельные краски! Они сразу заинтересовали Илью Ефимовича, который тогда был ещё совсем ребёнком. По его словам, весь мир для него переменился раз и навсегда, когда он увидел чёрно-белую картинку в азбуке, обретающую цвета под воздействием кисти и красок.
Факт 3. В краткой биографии Репина уточняется, что он не сумел поступить в петербургскую Академию художеств. На самом деле он смог, но лишь со второй попытки. В первый раз у него ничего не вышло, так как его полотна не впечатлили приёмную комиссию. Но илья Ефимович не отчаялся, а поступил в художественную школу, менее престижное учебное заведение, и учился там какое-то время. Впоследствии в Академии он был блестящим студентом, за его успехи ему вручили серебряную медаль и две золотых.
Факт 4. В молодости у начинающего живописца не было денег даже на то, чтобы платить школе 25 рублей в месяц – именно столько составляла плата для вольнослушателей Академии. В тот раз его выручил покровитель, и спустя несколько лет Илья Репин уже получил свой первый заказ, которым стала картина “Славянские композиторы”. За неё он получил 1500 рублей, в 60 раз больше, чем раньше он платил за посещение художественных курсов.
Факт 5. Бывали в жизни Репина и неудачи. Так, Павел Третьяков, основатель Третьяковской галереи, заказал ему портрет Тургенева. Работа над картиной шла с таким трудом, что искусствоведы назвали её “хождением по мукам”. Итоговый результат не понравился ни заказчику, ни публике и спустя годы Илья Ефимович предпринял вторую попытку. Несмотря на личное знакомство с Тургеневым, она тоже провалилась. Впрочем, ни одному художнику так и не удалось написать хороший портрет этого замечательного писателя.
Факт 6. Рождённый в Российской империи и проживший в ней почти всю жизнь, Илья Репин в последние годы внезапно оказался в Финляндии. Тогда в результате революции монархия была свергнута, началась Гражданская война в России, а территория, на которой находилось имение художника, отошло к новообразованной Финляндии.
Факт 7. Илья Ефимович был настоящим трудоголиком, и работе он посвящал всё свободное время. Трудился он до того много, что от перманентного переутомления его правая рука сперва начала неметь, и затем и вовсе отнялась. Лишённый возможности писать картины Репин впал в депрессию, но позднее он научился работать левой рукой. Это вернуло ему силы и стремление к жизни.
Факт 8. Некоторые указывают на практически мистические совпадения, связанные с картинами Репина – очень уж многие люди, которых он изображал на своих полотнах, умирали, причём зачастую не своей смертью. Столыпин, Тютчев, Пирогов, Писемский, чиновники с полотна “Торжественное заседание государственного совета”, погибшие спустя пару лет во время революции 1905 года… Таких совпадений удивительно много.
Факт 9. Авторство картины “Приплыли”, на которой изображены двое монахов на лодке, случайно ставших свидетелями купания женщин, часто приписывается Репину. Но написал её художник Лев Соловьёв, и полотно называется “Монахи”. На одной из выставок картина висела рядом с картинами Ильи Ефимовича, и публика решила, что автором является он. А название “Приплыли” картине дала народная молва. От неё даже пошло соответствующее разговорное выражение.
Факт 10. В поместье живописца не было слуг в привычном понимании этого слова – были лишь приходящие время от времени помощники. Но никто не подавал на стол, не подавал гостям пальто и так далее. Репин, гости у которого бывали часто, даже развесил по всему дому таблички “Открывайте двери сами”, “Не зовите слуг, их нет” и т.п.