Факт 1. Ещё до того, как появились самолёты, этим словом часто именовали другие управляемые воздушные суда, в том числе дирижабли и аэростаты. А первые прототипы самолётов оснащались маломощными паровыми двигателями.
Факт 2. Все узлы, из которых состоит любой современный пассажирский самолёт, изготавливаются с огромным запасом прочности, и стоят невероятно дорого. К примеру, колёса шасси способны выдержать в 4 раза большее давление, чем они испытывают при рядовой посадке. Стоят они соответственно. А какое-нибудь лобовое стекло кабины пилотов стоит сравнимо с дорогим автомобилем.
Факт 3. Самолёты на самом деле рассчитаны на удары молний, поэтому показанные в некоторых фильмах ситуации, когда воздушное судно теряет управление после подобного удара, не имеют ничего общего с реальностью. В среднем в каждый самолёт молния попадает один-два раза в год. Несмотря на это, по статистике именно самолёты являются самым безопасным видом транспорта в мире, куда более безопасным, чем поезда и тем более автомобили с автобусами.
Факт 4. Современные пилоты доверяют большую часть работы по управлению самолётом бортовому компьютеру. Сами они лишь контролируют его, но им всё равно нужно поддерживать высочайшую квалификацию, так как в случае неисправности компьютера они должны будут взять управление на себя.
Факт 5. Корпуса самолётов делаются из алюминиевых сплавов, лёгких и прочных. Именно поэтому ни в ручной клади, ни в багаже по международным правилам нельзя перевозить ртуть ни в каком виде, даже в виде градусника. Дело в том, что ртуть быстро разъедает алюминий, подобно кислоте.
Факт 6. Некоторые аэропорты намеренно устанавливают недостаточно сидений в залах ожидания, чтобы мотивировать пассажиров проводить больше времени в магазинах и кафе. А перекусить перед полётом стоит, так как на борту самолёта воздух очень сухой, и из-за этого наши вкусовые рецепторы теряют чувствительность, и вкус любой еды кажется менее ярким.
Факт 7. Самым массовым самолётом в мире является Cessna 172, лёгкое воздушное судно, производимое в США с 1955 года. Он выпускается до сих пор, и компания за всё это время продала более 44.000 экземпляров. И именно на Cessna 172 был установлен абсолютный мировой рекорд по продолжительности полёта с дозаправкой в воздухе, когда в 1958 году пилоты Джон Кук и Роберт Тимм провели в воздухе почти 63 дня без посадки. Они устроили эту беспрецедентную акцию, чтобы организовать сбор средств для фонда, занимающегося поиском способов лечения рака.
Факт 8. Современные военные самолёты способны развивать скорость в 10-11 тысяч километров в час. Но в них нет пилотов, так как человеческий организм попросту не сможет выдержать чудовищные перегрузки, возникающие при разгоне до скорости, превышающей скорость звука в десять раз.
Факт 9. Чёрный ящик на борту самолёта имеет сферическую форму и ярко-оранжевый цвет. И вообще он называется бортовым самописцем. В случае авиакатастрофы он не всегда выдерживает падение, но в ряде случаев уцелевший самописец удаётся обнаружить.
Факт 10. Каких-то полвека назад для работы стюардессой во многих мировых авиакомпаниях кандидаткам требовалось медицинское образование. Сейчас подобных требований нет, а вот пилотам одного и того же экипажа запрещено есть одну и ту же еду, чтобы исключить вероятность одновременного пищевого отравления и потери контроля над самолётом.