Факт 1. В прошлом город Стерлитамак успел побыть столицей Башкирии, правда, недолго – всего 3 года. Как и Нижневартовск, он вырос из речной пристани, построенной для того, чтобы принимать торговые суда. Основанная пристань долгое время называлась Ашкадарской, но позднее оформилось современное название Стерлитамака, основанное на названии реки Стерли и слова “тамак”, в башкирском языке означающего “устье”.
Факт 2. Площадь Стерлитамака превышает 108 км². Он почти вдвое больше, чем Сан-Марино, древнейшая республика в Европе, в 4 раза больше тихоокеанской страны Тувалу и в 54 раза крупнее, чем княжество Монако. При этом проживает тут около 280.000 человек, что в несколько раз превышает численность населения таких государств, как Микронезия или Гренада. Что интересно, в Стерлитамаке численность населения уверенно растёт с момента его основания, и серьёзных спадов в местной демографической ситуации не бывает.
Факт 3. Это один из немногих городов России, в которых до сих пор сохранился троллейбусный транспорт, значительно меньше загрязняющий окружающую среду, чем автобусный. Более того – стерлитамакские троллейбусы ежедневно перевозят более 100.000 пассажиров, что составляет более 50% от всего местного пассажиропотока.
Факт 4. В конце XX века экологическая обстановка в Стерлитамаке стала постепенно становиться угрожающей, и местные власти вплотную занялись благоустройством. Начиная с 90-х годов здесь проводятся регулярные посадки деревьев, и это принесло свои плоды – за последние несколько десятков лет Стерлитамак дважды занял первое место (и ещё трижды – второе) в конкурсе “Самый благоустроенный город России с населением от 100 тысяч до 1 млн человек”.
Факт 5. Это достаточно многонациональный город, и на русских здесь приходится около 50% горожан. Остальные 50% более-менее равномерно разделены между представителями чувашских, башкирских и татарских народов.
Факт 6. Ещё с середины XX века Стерлитамак стал “столицей мотогонок” в СССР, и мотоспорт обрёл здесь огромную популярность. После распада СССР денег на финансирование спортсменов долгое время не было, но потом ситуация стала налаживаться, и сейчас стерлитамакские мотогонщики постоянно принимают участие в самых престижных соревнованиях по всему миру.
Факт 7. Во времена восстания Емельяна Пугачёва войска мятежников несколько лет проходили через Стерлитамак. Власти, получив приказ из столицы, попытались организовать ополчение, чтобы дать им отпор, но, пока ополчение формировалось, агитаторы Пугачёва сумели убедить горожан в том, что именно они сражаются за настоящего царя. В результате ополченцы перешли на сторону восставших.
Факт 8. Здесь выпускается одна из старейших российских газет – “Стерлитамакский рабочий”. Она зародилась ещё в 1917 году, сразу после революции, и с тех пор издаётся без перерывов.
Факт 9. Стерлитамак связан с Уфой железной дороги, но по рельсам тут катается очень оригинальный транспорт – рельсобус, рельсовый автобус. Просто электричества на этом участке железнодорожного полотна нет, электропоезда тут ходить не могут, поэтому в качестве альтернативы решено было поставить на рельсы автобусы.
Факт 10. Промышленность здесь развита хорошо, но львиную долю дохода здесь приходится на производство соды. По этому параметру Стерлитамак занимает первое место в России, и на соду приходится около 25% от всего местного товарооборота.