Факт 1. Кажется, биография Стравинского, как великого композитора, была предопределена с самого его рождения. Отец его был оперным певцом, мать – пианисткой, а в доме его родителей постоянно собирались видные деятели искусства. У них бывали и Римский-Корсаков, и Анатолий Лядов, и Цезарь Кюи, и Фёдор Достоевский, и многие другие знаменитости.
Факт 2. За свою долгую жизнь Стравинский, проживший 88 лет, успел поработать почти во всех существовавших тогда жанрах классической музыки. Его творчество настолько оригинально и нестандартно, что его часто называли “человеком тысячи и одного стиля”. Его стиль, в отличие от стиля других знаменитых композиторов вроде Бетховена или Шуберта, нельзя уложить в какие-то жанровые рамки.
Факт 3. Игорь Фёдорович Стравинский не стеснялся критиковать творчество других композиторов, если оно ему не нравилось, и его не смущало то, что он критикует признанные авторитеты. Антонио Вивальди он, например, называл “занудой, сочиняющим один и тот же концерт по шестьсот раз”, намекая на некоторую однообразность творчества знаменитого венецианца.
Факт 4. Балет Игоря Стравинского “Весна священная”, премьера которого состоялась в 1913 году в Париже, стал причиной одного из самых громких скандалов в истории театрального искусства. Парижане, незадолго до этого бурно аплодировавшие другому его балету, “Весну священную” встретили в штыки, назвав её варварской музыкой, а самого композитора окрестили “вконец распоясавшимся русским”.
Факт 5. Игорь Фёдорович был лично знаком со знаменитым французским композитором-импрессионистом Клодом Дебюсси. Он даже бывал в его доме в качестве гостя, обсуждая с ним теорию музыки. Дебюсси считался самой видной фигурой музыкального импрессионизма, а Стравинский, который в ту пору тоже работал в этом жанре, был его последователем в каком-то смысле.
Факт 6. После начала Первой Мировой войны, заставшей его за границей, Стравинский принял решение не возвращаться на родину. А потом вспыхнула Гражданская война в России, и Игорь Фёдорович понял, что возврата к прежней жизни уже не будет. В 30-х годах XX века он получил французское гражданство, а после начала Второй Мировой переехал в США, где через 5 лет стал обладателем американского паспорта.
Факт 7. На протяжении всей жизни Стравинский отличался феноменальным трудолюбием. В молодости он иногда просиживал за работой по 15-18 часов, и даже в возрасте 70-75 лет он редко посвящал работе менее 9-10 часов в день. Сам он утверждал, что такой напряжённый график позволяет ему даже в преклонном возрасте сохранить твёрдый рассудок и ясный ум.
Факт 8. Помимо большого количества собственных произведений, Игорь Стравинский активно занимался переложениями и переработкой чужих, да и своих собственных (из числа раннего творчества) тоже. Перерабатывал он также и народную музыку, в частности, русскую народную песню “Дубинушка”.
Факт 9. Однажды в США Стравинский, который был пианистом-виртуозом, исполнил на публике американский гимн, но на свой манер. Поговаривают, что из-за этого его даже арестовали по обвинению “искажении” государственного гимна, но сразу же отпустили.
Факт 10. Находясь в Риме во время Первой Мировой, Игорь Стравинский познакомился с Пабло Пикассо, всемирно известным художником. Пикассо даже написал его портрет, правда, в очень своеобразном стиле, потому что тогда он тяготел к футуризму. Но на итальянской таможне офицеры, взвинченные до предела из-за войны, почему-то конфисковали у композитора этот портрет, посчитав его подозрительным.