Факт 1. Суэцкий канал считается водной границей между Африкой и Евразией с тех пор, как он был построен, соединив два моря, Средиземное и Красное. В результате его постройки воды этих морей стали понемногу перемешиваться, и между ними произошёл взаимный обмен фауной и флорой. Изначально морские обитатели Средиземноморья не встречались в Красном море, и наоборот, так как первое относится к Атлантическому океану, а второе – к Индийскому.
Факт 2. Сейчас существует не один Суэцкий канал, а два. Более короткий канал-дублёр (72 км против 160 км) был прорыт в 2014-2015 годах, чтобы обеспечить двустороннее движение судов там, где раньше оно могло быть только односторонним. Проходить по новому водному пути, как и по старому, могут даже очень крупные морские суда, водоизмещением до четверти миллиона тонн.
Факт 3. За сутки по Суэцкому каналу раньше могло пройти до 50 кораблей, но с введением дублёра это число возросло почти вдвое. А так как Египет получает плату за каждый проход судна, это пополняет его государственную казну примерно на 6-8 миллиардов долларов ежегодно. Больше денег, чем пошлина за проход судов, в египетскую казну приносит только туризм. Ежегодно услугами Египта в этом вопросе пользуется 18-20 тысяч кораблей, потому что альтернативы у них нет. Точнее, есть, но огибать всю Африку никому не хочется – это дорого и затратно.
Факт 4. В Древнем Египте существовал так называемый Канал фараонов, соединявший Нил с Красным морем, и прорытый во 2 тысячелетии до нашей эры. Со временем он пришёл в упадок, был восстановлен, а затем снова засыпал. В конце XVIII века Наполеон Бонапарт лично подумывал о его восстановлении в очередной раз, но отказался от этой затеи.
Факт 5. Постройка Суэцкого канала была в значительной степени профинансирована странами Европы, заинтересованными в новом торговом пути. Она продлилась 10 лет, причём почти все работы выполнялись вручную, 160-километровую водную артерию рыли с помощью обыкновенных лопат. Адский труд под палящим солнцем пустыни, согласно некоторым источникам, унёс жизни примерно 120.000 рабочих.
Факт 6. Полтора века назад эта грандиозная стройка обошлась в 576 млн франков. В пересчёте на современные деньги это примерно равно 9 млрд долларов. Кстати, постройка Нового Суэцкого канала (дублёра) обошлась властям Египта примерно в такую же сумму, так что она давно уже окупилась. Правда, когда оригинальный канал официально открыли, в Египте состоялось празднование, продлившееся 7 суток и стоившее стране ещё 28 млн франков.
Факт 7. Постройка канала могла и не состояться. Целью было построить его бех шлюзов, чтобы обеспечить большую пропускную способность и снизить затраты, но бесшлюзовая схема возможна только в том случае, если обе стороны лежат на одном и том же уровне моря. В итоге всё получилось, так как уровень воды и в Средиземном море, и в Красном лежит на нулевой отметке касательно общего уровня моря. Но в XIX веке первая комиссия инженеров ошиблась в расчётах, и пришла к выводам, что перепад высоты составляет 9 метров. К счастью, вскоре ошибка обнаружилась.
Факт 8. Через Суэцкий канал проходит около 10% всех морских грузоперевозок в мире. Суда движутся по нему вереницей, одно за другим, и держат довольно небольшую дистанцию. Но это не опасно, средняя скорость движения по каналу не превышает 12-14 км/ч, и он полность проходится кораблями за 12-16 часов.
Факт 9. Большая часть акций компании, построившей Суэцкий канал, принадлежала европейцам, а в конце XIX века Египет, практически разорённый этой стройкой, даже продал свои акции Великобритании. Ситуация кардинально переменилась в середине прошлого века, когда Египет попросту национализировал канал, объявив его своей безраздельной собственностью. Это спровоцировало Суэцкий кризис, который в итоге вылился в военный конфликт. Прекратить начавшуюся войну удалось во многом благодаря вмешательству СССР, США и стран ООН.
Факт 10. Изначально статуя Свободы должна была быть установлена в Египте, на берегу Суэцкого канала. Но египетские власти сочли проект чересчур дорогостоящим, и в результате статуя впоследствии уехала в США в качестве дара от народа Франции, где и стоит по сей день.