Факт 1. Всю жизнь Н. Г. Чернышевский оставался весьма религиозным человеком. Отчасти это было влияние его родителей, а отчасти — следствие его собственных взглядов, сформировавшихся во время обучения в духовной семинарии. Поступал он в неё уже с определённым багажом знаний — отец и другие родственники учили его самостоятельно с детства. Несмотря на крепостное происхождение, семья Чернышевского была весьма образованной.
Факт 2. Религиозные воззрения не конфликтовали в его личности с пытливым умом и жаждой знаний. Ещё в детстве писателя прозвали “пожирателем книг”, потому что читал он взапой. Причём интересовала его в большей степени научная литература, нежели художественная. Отдельно Николай Гаврилович выделял труды Исаака Ньютона и немецкого философа Гегеля.
Факт 3. В биографии Чернышевского отдельно упоминается, что из-за своей политической позиции он много лет находился под полицейским надзором. Будучи человеком осторожным, писатель не давал властям повода для ареста, но при этом он являлся одним из идейных вдохновителей революционного общества “Земля и воля”. А в опубликованной переписке между чиновниками, сохранившейся до наших дней, Чернышевского именовали “врагом Российской империи номер один”.
Факт 4. Значительное влияние на жизнь Чернышевского оказал журнал “Современник”. Одно время он работал над ним вместе с Н. А. Некрасовым, но позднее журнал был запрещён властями. Тогда Николай Гаврилович вознамерился открыть его заново, но уже в Лондоне. Письмо с этим предложением, адресованное А. И. Герцену, было перехвачено жандармами, и оно послужило причиной для ареста Чернышевского.
Факт 5. Посаженный в тюрьму на время разбирательства, он провёл за решёткой почти два долгих года. Не желая терять времени даром, он попросил дозволения продолжить писать, и ему предоставили всё необходимое. За проведённое в заключении время Николай Гаврилович написал около двухсот листов рукописей, который превратились в его знаменитое произведение “Что делать?”. Что интересно, роман был проверен цензорами и разрешён к публикации, несмотря на то, что сам Чернышевский в это время ещё находился под следствием и сидел в тюремной камере.
Факт 6. В общей сложности литератор провёл в тюрьме, в ссылке и на каторжных работах более двух десятков лет. Его друзья неоднократно пытались добиться для него амнистии, но потерпели неудачу, а сам Чернышевский отказался просить императора о помиловании, хотя ему было обещано, что он его получит.
Факт 7. История жизни Н. Г . Чернышевского — это история настоящей любви. Жена его, не имея возможности последовать за ним в сибирскую ссылку, терпеливо дожидалась его долгие годы. Сам писатель, не желая для любимой супруги подобной горькой судьбы, прервал с ней переписку, попросив напоследок забыть его и начать жить нормальной жизнью. Спустя двадцать лет, когда Николаю Гавриловичу было позволено вернуться, они с женой снова встретились и восстановили семью.
Факт 8. Обвинение в революционной деятельности было суровым. Помимо ссылки и каторги, Чернышевский был приговорён к “гражданской казни” — его публично лишили всех заслуг, званий, чинов и прав. Позднее, во времена СССР, его, как революицонера, очень почитали, а о романе “Что делать?” высоко отзывался В. И. Ленин.
Факт 9. Помимо философии и писательского ремесла, Чернышевский прославился и в качестве талантливого литературного критика. В этом деле примером для него был Виссарион Белинский, и, основываясь на его рецензиях, Николай Гаврилович развил в себе уникальный талант. Именно он, анализируя творчество Льва Толстого, раскрыл в нём “диалектику души”.
Факт 10. В память о Чернышевском назван ряд улиц и площадей в разных городах России, а памятник ему установлен в его родном Саратове. Посёлок Чернышевский также назван в его честь, а в Советском Союзе неоднократно выпускались почтовые марки, посвящённые писателю.