Интересные факты о Карле Брюллове

Факт 1. Будучи обладателем поистине блистательной биографии, Карл Брюллов за свою жизнь добился громкого успеха. Свою роль здесь, вероятно, сыграла и наследственность – отец живописца был художником и скульптором, и он с юных лет прививал сыну любовь к искусству. Тот был очень прилежным учеником, он жадно впитывал знания, и в результате окончил Академию художеств с высшей наградой, какую только мог получить студент – с Большой золотой медалью.

Факт 2. За свою жизнь Карл Брюллов немало попутешествовал. Он побывал во многих странах Европы, включая Германию, Грецию и Италию, причём на родине пиццы и макаронов он прожил целых 12 лет. Именно там он создал одно из самых известных своих полотен – “Последний день Помпеи”, на которой запечатлел извержение вулкана Везувий, уничтожившего целый город. Размер этого полотна впечатляет – 6,5 на 4,5 метров! Брюллов посвятил работе над ним около 6 лет. Этой картине Пушкин посвятил стихотворение, а Гоголь назвал её “одним из самых ярких явлений века”. Кстати, художник лично побывал на месте раскопок Помпей, чтобы лучше понимать суть своего произведения.

Факт 3. У великого русского художника Карла Брюллова на самом деле французские корни, и ещё его отец носил другую фамилию – Брюлло, без буквы “в” на конце. Отец Карла Павловича (на самом деле его отца звали Поль, но в России его стали звать Павлом) попал в Россию ещё ребёнком. Дед Карла Брюллова, перебрался в нашу страну с детьми, так что художник, о котором идёт речь, родился уже здесь, а его фамилия изменилась на русский лад.

Факт 4. Не всем живописцам одинаково хорошо удаются картины в разных жанрах, но К. Брюллов был разносторонне одарённым человеком. В числе прочего ему отлично удавались портреты, и благодаря его кисти до нас дошли изображения Василия Жуковского, Алексея Толстого и Ивана Крылова. Все эти знаменитости входили в его круг общения – жизнь Брюллова протекала в высшем свете, и с ним охотно общались такие люди, как М. Глинка, Н. Кукольник и другие.

Факт 5. В краткой биографии Карла Брюллова отмечается, что он был довольно слаб здоровьем, причём с раннего детства. Несмотря на это, отец художника, видя талант сына и желая, чтобы он пошёл по его стопам, настаивал на том, чтобы он учился живописи. Всё свободное время юный Карл посвящал рисованию, и, когда ему было всего 6 лет, он уже помогал отцу в работе над его заказами, в том числе и рад росписью Кронштадтской церкви.

Факт 6. У него была интересная привычка – он любил работать, когда ему читали вслух. При этом на протяжении всей жизни Карл Брюллов был слегка глуховат на одно ухо. Судя по всему, это повреждение слуха стало следствием мощной оплеухи, полученной им в детстве от отца. Тот однажды не сдержался, о чём потом очень сильно жалел до конца своих дней.

Факт 7. Зарабатывал себе на жизнь Брюллов в основном выполнением портретов на заказ. У него всегда хватало клиентов как в России, так и в Италии, где его акварельные полотна декоративного характера пользовались огромным спросом. При этом, живя в России, он отказывался писать портреты государственных чиновников. Тем самым Карл Брюллов выражал протест против того, что другой известный художник той эпохи, В. А. Тропинин, оставался крепостным. Позднее он всё-таки получил вольную.

Факт 8. Знаменитая картина “Последний день Помпеи” получила на художественном салоне в Париже первое место, но вскоре мода в живописи изменилась, и в Лувре картину встретили холодно. Заказчик картины, князь А. Демидов, вернул её в Россию и подарил императору Николаю I, а тот отправил её в Эрмитаж. Сейчас бесценное полотно хранится в Государственном Русском музее.

Факт 9. Жена художника была на несколько десятков лет моложе его, и брак продлился всего месяц, после чего был разорван, а в адрес самого Карла Брюллова полилась самая разнообразная клевета. Исследователи его биографии полагают, что художник узнал о неверности невесты непосредственно перед свадьбой, но под давлением обстоятельств не стал ничего отменять. Очевидно, его терпения хватило всего на месяц.

Факт 10. Афанасий Фет отзывался о творчестве Карла Брюллова в самых восторженных тонах. Но были у него и критики – так, Иван Тургенев невысоко оценивал работы живописца, утверждая, что они ярки и привлекательны, но лишены глубокого смысла.