Интересные факты о Карле фон Вебере

Факт 1. Большинство музыковедов и просто исследователей биографии Карла Марии фон Вебера сходится во мнении, что он унаследовал свой музыкальный талант от отца. Тот профессионально играл на множестве музыкальных инструментов, и много лет работал капельмейстером, то есть руководителем оркестра.

Факт 2. Первую часть своей жизни Карл фон Вебер провёл в непрерывных разъездах и странствиях. Семья его постоянно перемещалась по всей Германии, так что он уже в детстве повидал всю страну. Из-за этого он не получил “классического образования” – о какой школе может идти речь при таком ритме жизни? Но родители учили его самостоятельно, и, как показали дальнейшие события, очень успешно.

Факт 3. Первым музыкальным инструментом, который освоил Карл Мария фон Вебер, было фортепиано. А теории музыки его учил композитор и виртуоз органа Михаэль Гайдн, брат ещё более знаменитого композитора Йозефа Гайдна, которого наряду с Бетховеном и Моцартом называли лучшими представителями “венской классической школы”.

Факт 4. Фон Вебер был удивительно талантлив, причём это проявлялось во всём, за что бы он ни брался. Не все знают, что он писал стихи и создавал изумительные картины, да так хорошо, что приводил окружающих в восторг. Однако, именно музыка навсегда похитила его сердце, и ей он посвятил всю свою жизнь.

Факт 5. Будучи ещё ребёнком, Карл Мария фон Вебер начал писать первые музыкальные произведения, причём в больших количествах. Не всё его раннее творчество было признано успешным, но написанная им в 14 лет опера “Das Waldmädchen” прогремела по концертным залам разных стран Европы. Её ставили даже в Российской империи, в Петербурге.

Факт 6. Музыковеды обращают внимание на консервативность творений фон Вебера. Вся созданная им музыка насквозь пропитана национальными традициями Германии, и композитор ни разу не отклонялся от неё, избегая экспериментов. Чуть позднее Рихард Вагнер в своей работе опирался именно на произведения фон Вебера, которого закономерно считают его предшественником.

Факт 7. Многая информация о жизни Карла Марии фон Вебера дошла до нас благодаря его сыну Максу, который много лет посвятил написанию его биографии. Кстати, полное имя его сына было таким: Макс Мария фон Вебер. В этом семействе определённо существовала традиция в качестве второго имени для мужчин использовать женское “Мария”.

Факт 8. За свою творческую карьеру композитор создал девять опер, шесть сонат, множество концертов для фортепиано и оркестра, рондо, увертюр, полонезов… Правда, одна из его опер, “Три Пинто”, так и осталась незаконченной, и её позднее завершил другой композитор, Г. Малер. А самая первая его опера, та самая, что фон Вебер написал в 14-летнем возрасте, до наших дней, увы, сохранилась лишь частично.

Факт 9. В 1917 году немецкий астроном Макс Вольф открыл четыре новых астероида, дав им имена в честь героинь опер Карла фон Вебера – Эврианта, Прециоза, Реция и Зубаида. А в 1985 году другой астроном назвал ещё один астероид в честь самого композитора – (4152) Вебер.

Факт 10. Композитор выступал и в качестве музыкального критика, он писал очень детальные рецензии на самые разные произведения. В какой-то момент он начал работать и над автобиографическим романом “Жизнь музыканта”, но работу над ним Карл фон Вебер сперва приостановил, а затем и вовсе забросил.