Интересные факты о пиратах

Факт 1. Именно благодаря пиратам на многих необитаемых островах расплодились козы и кролики, которые впоследствии оказались хорошим подспорьем для первых поселенцев. Не то чтобы морские головорезы были склонны к альтруизму, нет, но они разумно полагали, что в один не самый прекрасный день они могут оказаться на необитаемом острове, например, в результате кораблекрушения. Поэтому пираты выпускали животных на многих островах, а те в отсутствие человека изрядно размножились.

Факт 2. На пиратских кораблях обычно поддерживалась железная дисциплина. Образ пьяного флибустьера пришёл из кино и книг, но на деле за пьянку на корабле пират запросто мог отправиться за борт, кормить акул. Более того, на государственных военных судах морских держав дисциплина обычно была не столь строга, как на пиратских кораблях.

Факт 3. У пиратов существовала система страховки, которая являлась одной из особенностях контрактов, заключаемых с капитаном. Получивший ранение член экипажа получал и денежную выплату. А если ранение было серьёзным, и пирату не оставалось ничего другого, кроме как завязать с разбойной карьерой и списаться на берег, денег ему обычно выплачивали достаточно, чтобы начать на суше новую жизнь.

Факт 4. Золотой век пиратства продлился в Карибском море около 40 лет на рубеже XVII-XVIII веков. Но пиратство существовало всегда, ещё в середине II тысячелетия в Средиземном море было так много пиратов-тевкров, что греческим городам-государствам даже пришлось объединиться, чтобы очистить море от этой угрозы.

Факт 5. Сомалийские пираты долгое время захватывали суда возле африканских берегов, и мировые державы ничего не могли с этим поделать. Торговые суда, заходящие в порты разных стран, не могут иметь на борту вооружение, а выделять военный корабль для сопровождения каждого танкера очень дорого. В итоге проблема сомалийских пиратов была решена шейхами Саудовской Аравии, которым надоело терять свои нефтяные танкеры. Они наняли частную военную компанию, которая разобралась с пиратами раз и навсегда. Остальные страны при это старательно делали вид, что ничего особенного не произошло.

Факт 6. Далеко не всегда пираты были склонны к неоправданной жестокости. Эдвард Тич по прозвищу Чёрная борода, например, под страхом смерти запрещал убийства и пытки пленников. Нет ни одного свидетельства того, что этот запрет нарушался. Поэтому торговцы, увидев пиратов и узнав корабли Чёрной бороды, часто сдавались без боя, предпочитая расстаться с товарами, но сохранить жизнь.

Факт 7. Многие знаменитые мореплаватели были пиратами. К примеру, Френсис Дрейк был капером, то есть пиратом с лицензией, дававшей ему право грабить суда других держав. Он совершил кругосветное плавание и ряд важнейших географических открытий. А знаменитый Васко да Гама во время своих плаваний из Европы в Индию по пути грабил все встречные корабли, арабские и индийские, безжалостно расправляясь при этом с пленниками, сдававшимися на его милость.

Факт 8. Вопреки распространённому мифу, “Весёлого Роджера”, чёрный флаг с черепом и костями, пираты поднимали редко — в основном перед атакой, чтобы вселить страх в противника. Чаще всего пиратские корабли ходили вовсе без флагов, или поднимали флаги разных стран в целях маскировки. Чёрное полотнище тоже использовалось — чёрный флаг означал, что корабль зачумлён. Это помогало пиратам избежать ненужного внимания.

Факт 9. Добычу пираты всегда делили между всеми членами экипажа, от капитана до юнги, но долю все получали разную. Больше всего доставалось капитану, затем шли штурман и боцман. Меньше всего получали те члены экипажа, что не принимали участие в сражениях, обычно — кок и плотник.

Факт 10. Никакого единого “пиратского кодекса” никогда не существовало, однако, некоторые пиратские капитаны, собиравшие под своим началом собственный флот, разрабатывали собственные “кодексы поведения”. Для членов их экипажей эти кодексы были самым настоящим законом. К примеру, такой кодекс был у знаменитого Генри Моргана, пирата, разграбившего Панаму, самый богатый и защищённый город Центральной Америки той эпохи. Впоследствии Морган перешёл на службу английской короне и даже стал вице-губернатором Ямайки, которая тогда была британской колонией.