Интересные факты о светофорах

Факт 1. Стандартные светофоры по всему миру одинаковы – красный, жёлтый и зелёный цвета, именно в такой последовательности, поэтому даже люди с нарушениями цветовосприятия могут понимать их сигналы, видя, какая из трёх ламп сейчас горит. Исключением из этого правила является город Сиракьюс в США (названный в честь итальянских Сиракуз), населённый в основном потомками ирландцев. Местные жители считали оскорбительными, что красный цвет, олицетворявший ненавистную многим из них Великобританию, расположен выше, чем зелёный, олицетворяющий Ирландию. В результате красные лампы светофоров постоянно разбивали, и городские власти, устав их менять, поменяли красный и зелёный цвета местами. Это единственный подобный случай в мире.

Факт 2. Некогда в Японии вместо зелёного цвета светофора использовался синий, но это было очень давно, когда эти устройства только-только начали вытеснять привычных регулировщиков. Но потом учёные выяснили, что синий цвет в среднем хуже воспринимается человеческим зрением, чем зелёный, и японские власти решились на замену.

Факт 3. По понятным причинам в крупных городах светофоров куда больше, чем в маленьких. Учёные даже подсчитали, что жители мегаполисов за свою жизнь в среднем тратят около 6 месяцев на ожидание зелёного сигнала светофора. И это только пешеходы! Автомобилисты тратят куда больше.

Факт 4. В Рио-де-Жанейро, как и в некоторых других городах Бразилии, водителям официально разрешено проезжать на красный сигнал светофора без остановки с 10 вечера до 5 утра. Это связано с тем, что ночью на пустынном перекрёстке велик шанс вооружённого ограбления.

Факт 5. Иногда зелёный свет для пешеходов горит недостаточно долго, и некоторым людям, например, женщинам с детьми или пенсионерам, этого времени недостаточно на переход дороги. Эту проблему элегантно решили власти Сингапура, выда специальные карты пожилым людям, инвалидам и некоторым другим группам населения. Если такую карту поднести к специальному сенсору, зелёный свет будет гореть примерно дольше, что даст больше времени на переход дороги.

Факт 6. В некоторых странах светофоры абсолютно бесполезны. Где-нибудь во Вьетнаме или в Египте они есть, но толку от них никакого, так как водителя вообще не обращают на них внимания. А в Таиланде на перекрёстках часто дежурят дорожные полицейские, так как только их присутствие заставляет водителей повиноваться сигналам светофора.

Факт 7. На свете есть страны, в которых вообще нет ни одного светофора. Большинство их них расположено в Африке, и там на подобные изыски у властей просто нет денег. В азиатском Афганистане светофоров тоже почти нет, но в столице страны, Кабуле, в 2020 году они наконец-то появились, пусть и в небольшом количестве. Что интересно, доставили их сюда из России.

Факт 8. В Берлине есть уникальный светофор из 13 секций, который показывает 13 разных знаков. Это местная достопримечательность, но при этом устройство полностью функционально, и это не развлечение для туристов. Правда, люди, которые его видят в первый раз, путаются в его показаниях, так что рядом всегда дежурит сотрудник, который разъясняет их всем желающих.

Факт 9. За последние лет двадцать популярность набрали светофоры, которые подают ещё и звуковые сигналы, что важно для слабовидящих людей. Но это не новинка, первые модели подобной конструкции были введены в эксплуатацию в США ещё в 1914 году.

Факт 10. Первый в мире светофор был изобретён в 1868 году в Великобритании, причём его прообразом послужил обыкновенный железнодорожный семафор. Он управлялся вручную и умел подавать три сигнала – “стоп”, “двигаться можно, но осторожно” и “движение разрешено”.