Интересные факты о Юрии Гагарине

Факт 1. Во время своего знаменитого полёта в космос Юрий Гагарин провёл на орбите 108 минут, сделав за это время один виток вокруг Земли. Изначально предполагалось, что полёт продлится дольше, но в Советском Союзе решили не рисковать, так как у космических собак Белки и Стрелки после 17 витков в космосе, которые заняли около суток, наблюдались признаки стресса.

Факт 2. На роль первого космонавта претендовало 20 человек, и все они были опытными лётчиками. Все они были настолько хороши в своём деле, что выбрать из них кого-то одного было практически невозможно. В итоге в космос отправили именно Гагарина, хотя остальные кандидаты ему не уступали. Возможно, это был почти случайный выбор — до финального этапа отбора дошли только лучшие претенденты.

Факт 3. Так как учёные той эпохи не знали, как невесомость скажется на человеческой психике, почти все операции на борту космического корабля “Восток” проделывались автоматикой. У Юрия Гагарина была возможность взять управление на себя, но только после решения уравнения — было решено, что в случае помутнения рассудка он с этой задачей не справится.

Факт 4. Первый полёт в космос протекал не слишком гладко. У Гагарина был запас пищи, воды и кислорода на 10 суток, так как было рассчитано, что даже в случае отказа двигателей “Восток” затормозит об атмосферу и войдёт в неё не позднее, чем через 10 дней. Но орбита оказалась на 100 км выше расчётной, и в таком случае до возвращения на Землю в случае нештатной ситуации могло бы пройти от 40 до 50 дней. 

Факт 5. При спуске обратно на планету возникла нештатная ситуация, когда из-за тормозная установка не выдала достаточный импульс, и спускаемая капсула не отделилась от основного аппарата. В итоге вся конструкция начала кувыркаться, делая один полный оборот в секунду. Несмотря на то, что всё это продолжалось около 10 минут, Юрий Гагарин не только выдержал, но и, не желая пугать наземные службы, просто кратко сообщил о нештатной ситуации. После входа в атмосферу капсула, наконец, отделилась, когда соединяющие её с космическим аппаратом кабели перегорели.

Факт 6. За свою жизнь Гагарин побывал в космосе лишь однажды. Власти СССР попросту не желали рисковать жизнью первого космонавта, ставшего символом успехов Союза в космической гонке. В конце концов всё-так было решено отправить его в космос повторно, и он должен был принять участие в готовившемся полёте на Луну, но Гагарин, который к этому моменту уже вовсю готовился, погиб в авиационной катастрофе во время тренировочного полёта.

Факт 7. В биографии Юрия Гагарина отмечается, что он был, с одной стороны, человеком предельно вежливым и дружелюбным, а с другой — очень жёстким и требовательным, когда это касалось работы и служебных обязанностей. В молодости, во время учёбы в авиационном училище, он, будучи помощником взводного командира, однажды был даже серьёзно избит подчинёнными, которые не выдержали нагрузок, которым он подвергал и их, и себя самого.

Факт 8. В целях сохранения секретности о запуске человека в космос никому и ничего не сообщалось, а все кадры кинохроники с Юрием Гагариным сняты уже после его успешного полёта. А отправлялся он в космос в звании старшего лейтенанта, но Н. С. Хрущёв решил, что это недостаточно солидно для первого космонавта мира, и по его требованию маршал Р. Я. Малиновский присвоил ему звание майора. Сам Гагарин узнал о том, что его повысили в звании, только после возвращения, потому что улетал он в космос старшим лейтенантом, а вернулся уже майором.

Факт 9. Юрий Гагарин стал единственным человеком, с которым по собственной инициативе пожелала сфотографироваться английская королева Елизавета II. Вообще-то это запрещено этикетом, но она заявила, что Гагарин — «человек небесный, а не земной», и правила этикета тут неприменимы. А во время визита в Великобританию первого космонавта возили на серебряном автомобиле “Rolls-Royce” с уникальным номерным знаком “YG-1” — “Yuri Gagarin 1”.

Факт 10. После своего полёта Юрий Гагарин в качестве премии получил 15.000 рублей, автомашину “Волга” и 4-комнатную квартиру. А во время визита во Францию он так разглядывал гоночный автомобиль “Matra-Bonnet”, что руководство компании, заметившее его интерес к их новинке, незамедлительно подарило ему эту машину, которая была доставлена для него в СССР.