Интересные факты о вертолётах

Факт 1. Несущих винтов у вертолётов может быть разное количество. У моделей попроще винт обычно всего один, у более дорогих и технически сложных их два, и они вращаются в противоположных друг другу направлениях. Разрабатывалось также немало многовинтовых моделей с 3 или даже 4 винтами, но ни одна из них не была признана перспективной.

Факт 2. Самый тяжёлый и грузоподъёмный в мире вертолёт называется Ми-12, но он не пошёл дальше стадии прототипа. Эта огромная штуковина, внешне похожая на самолёт с приделанными к нему винтами, в 1969 году установила мировой рекорд, подняв груз в 44.205 кг на высоту более 2 километров! Этот рекорд не побит до сих пор.

Факт 3. Советский, а позднее российский вертолёт Ми-26 – самый большой в мире из числа выпускаемых серийно. Эта модель совершила свой первый полёт в далёком 1977 году, но она с некоторыми доработками продолжает производиться до сих пор. Правда, стоит эта штука невероятно дорого, счёт идёт на десятки миллионов долларов, так что за всё время было произведено лишь около 320 экземпляров. Да и спрос на дорогущие вертолёты, способные поднять в воздух 20 тонн груза, невелик.

Факт 4. Американский Bell UH-1 “Ирокез” – самый массовый вертолёт в мире, и вы наверняка видели его, если вам доводилось смотреть хотя бы один американский фильм про войну.  Эта машина производится уже более 60 лет, серийное производство было налажено в 1960 году, и за это время американцы уже выпустили более 16.000 экземпляров. Среди американской публики эта модель известна под прозвищем “Хьюи”.

Факт 5. Самый маленький вертолёт в мире – GEN H-4, изобретённый и протестированный в 2000 году. Он весит всего 70 кг, и при этом может поднять пилота весом до 86 кг! Эта штуковина способна подниматься на высоту до 3000 метров и развивать скорость горизонтального полёта до 88 км/ч. Покупатели, заказавшие себе эту модель, получают её в разобранном виде в коробке. Следуя прилагаемой производителем инструкции, собрать её самостоятельно можно за 30-40 часов.

Факт 6. В России широко известен ударный вертолёт “Чёрная акула”, он же Ка-50, который представляет из себя грозную силу и при этом шикарно выглядит. От большинства собратьев по небу он отличается тем, что пилот в нём всего один вместо двух, и он также выполняет функции стрелка. Но впоследствии оказалось, что двое членов экипажа лучше справляются с обязанностями, чем один, так что в 2009 году производство и без того немногочисленной “Чёрной акулы” свернули окончательно, и с тех пор производятся только её двухместные модификации, имеющие уже другое название.

Факт 7. Самым дорогим вертолётом в мире стал военный транспорт Sikorsky CH-53K King Stallion, в 2014 году продемонстрированный публике. Предназначен он для армейских нужд, и американская морская пехота намерена заполучить 200 штук. Один экземпляр стоит 125 млн долларов.

Факт 8. Само слово “вертолёт” придумал советский конструктор Н. И. Камов, и старейший документ, в котором оно употребляется, датирован 1929 годом. На тот момент в ходу была калька с французского языка “геликоптер”, но уже к 40-м годам XX века слово “вертолёт” прочно вытеснило её из употребления.

Факт 9. Конвертопланы совмещают преимущества вертолётов и самолётов, обладая способностью к вертикальному взлёту и посадке в сочетании с высокой максимальной скоростью. Но конвертопланы технически сложнее в производстве, а потому дороже. Вероятно, в будущем они вытеснят вертолёты, но сейчас единственной в мире моделью, состоящей на вооружении, является американский Bell V-22 Osprey.

Факт 10. Самому древнему прообразу вертолёта уже около 2400 лет. Он представлял собой изобретённую в Древнем Китае игрушку в виде палочки с перьями в виде винта, прикреплёнными к одному из её концов. Палочку надлежало раскручивать в ладони для создания подъёмной силы, а затем отпускать.