Интересные факты об асфальте

Факт 1. Асфальт изобрели не люди, а сама природа. В мире есть уникальные асфальтовые озёра, в котором этот полезный материал присутствует в изобилии. Представьте себе целое озеро, в котором вместо воды – асфальт, состоящий из битума, гравия и разных минералов! Образуются такие озёра обычно в тех местах, где нефть выходит на поверхность.

Факт 2. Знаменитое Мёртвое море до конца XIX века называли Асфальтовым, потому что в древние времена оно служило крупнейшим источником этого полезного ископаемого. Асфальтовые глыбы просто всплывали на поверхность, где их и собирали. Но запасы асфальта в Мёртвом море давно истощились, и в последний раз крупная глыба весом более тонны всплыла в нём ещё в прошлом веке.

Факт 3. Природный асфальт использовался ещё в Древнем Египте, Ассирии, Финикии, Древнем Вавилоне и в других государствах давно минувших эпох. Правда, на дороги его не клали – асфальт применялся для укрепления зданий, а также для гидроизоляции кораблей. Доподлинно установлено, что свои суда укрепляли асфальтовыми смесями ещё древние шумеры около 7000 лет назад.

Факт 4. В XVII европейские живописцы нашли асфальту ещё одно применение. Они смешивали его с воском и различными маслами, получая в итоге краску очень интересного жёлтого оттенка, хорошо пригодную для художественного ремесла. В современном мире подобная смесь тоже используется, в основном для изготовления лаков высочайшего качества.

Факт 5. В стране Тринидад и Тобаго, что в Карибском море, расположено битумное озеро Пич-Лейк, представляющее собой одно из крупнейших месторождений этого полезного ископаемого в мире. Оно целиком состоит из чистого, лишённого примесей асфальта, запасы которого оцениваются в 6.000.000 тонн! Добытые здесь материалы на Тринадиде и Тобаго кладут прямиком на дороги.

Факт 6. Впервые в истории асфальтовые смеси стали использоваться для покрытия дорог и тротуаров в 30-х годах XIX века. В Российской империи этот материал был применён в 1839 году, когда асфальтом была покрыта часть Тучкова моста в Петербурге в прилегающими к нему тротуарами.

Факт 7. Для укладки асфальта на доорги используются катки. Современные модели этой техники способны развивать скорость в 10-15 км/ч, хотя большинство из них всё равно не способно разгоняться быстрее, чем 3-5 км/ч. Самые тяжёлые катки весят более 100 тонн! А первый каток в СССР был выпущен на заводе в Рыбинске в 1931 году.

Факт 8. Значительную долю любого асфальта, что природного, что искусственного, составляет битум. Будучи аморфным материалом, он сохраняет определённые свойства жидкости даже в твёрдом агрегатном состоянии. Около сотни лет назад даже был проведён эксперимент – в воронку поместили кусок твёрдого битума, чтобы посмотреть, через сколько времени из неё вытечет первая битумная капля. На это потребовалось целых 8 лет.

Факт 9. В современном мире асфальтом чаще всего называют асфальтобетон. Он представляет собой смесь минералов, битума, песка и щебня, и состав смеси регулируется определёнными стандартами. В прошлом вместо битума часто использовали дёготь, но эта технология уже давно не применяется.

Факт 10. Природный асфальт плавится очень легко. В зависимости от месторождения и состава температура его плавления колеблется от +20 °C до +100 °C. Самый чистый и богатый битумом асфальт легко плавится даже в не самый жаркий день.