Интересные факты о воздушных шарах

Факт 1. Все воздушные шары разделяются на два три, монгольфьеры, шарльеры и розьеры. Различие между ними одно – первые наполняются горячим воздухом, вторые – каким-нибудь газом, который сам по себе легче воздуха, а третьи представляют собой гибрид первых двух. Название они получили в честь первопроходцев воздухоплавания, братьев Монгольфье и Жака Шарля. 

Факт 2. Первый в мире воздушный шар был изобретён именно братьями Монгольфье. Первый в мире полёт человека на воздушном судне состоялся в 1783 году. Что интересно, в основе идеи братьев Монгольфье лежало их ошибочное убеждение в том, что от горения смеси соломы и шерсти и соломы образуется особый “электрический дым”, который и обеспечивает подъёмную силу.

Факт 3. Наиболее безопасным газом для наполнения воздушных шаров является гелий, лёгкий и не горючий. Но стоит он дорого, а в в промышленных масштабах его научились получать сравнительно недавно, так что воздушные шары и дирижабли веками наполняли в основном взрывоопасным водородом. Водород сейчас использовать для этих целей запрещено, гелий и другие лёгкие газы стоят дорого, так что большинство современных шаров относятся к монгольфьерам. Они поднимаются за счёт нагрева воздуха, для чего используется простая газовая горелка.

Факт 4. Основное отличие воздушного шара от дирижабля – отсутствие у него каких–либо двигателей. Всё, что он может – это лететь по ветру, и его экипаж может контролировать лишь высоту полёта, но не его направление или скорость. Это, впрочем, не мешало отважным путешественникам отдаваться воле ветра и пускаться в дальние путешествия на самых примитивных аэростатах.

Факт 5. Знаменитый российский путешественник Фёдор Конюхов установил абсолютный мировой рекорд, совершив кругосветный полёт вокруг Земли на воздушном шаре всего за 11 дней, 4 часа и 20 минут. Предыдущий рекорд, установленный американским воздухоплавателем Стивом Фоссеттом, был почти на 70 часов солиднее. Расстояние между начальной и конечной точками маршрута составило 35.168 км. Это меньше длины земного экватора, но Конюхов и не огибал планету именно по экватору. Кстати, он стал первым человеком в истории, совершившим подобный полёт с первой попытки. Тому же Фоссетту, человеку тоже смелому и отважному, потребовалось 6 попыток. Кстати, именно ему Фёдор Конюхов официально посвятил свой полёт.

Факт 6. Самый большой воздушный шар в мире был сконструирован в 2002 году в американском аэрокосмическом агентства NASA. Объём его оболочки составил 1.700.000 м³, а весила она более 690 кг! Эту впечатляющую штуку построили в исследовательских целях, и шар поднялся на высоту в 49 км, в разреженные слои атмосферы, где его разорвало из-за отсутствия внешнего давления. Для сравнения, объём среднего воздушного шара составляет всего около 2500 м³, то есть в 680 раз меньше монстра, сконструированного NASA.

Факт 7. В современном мире воздушные шары используются исключительно ради развлечения и для рекламы. Для перевозки грузов их, в отличие от управляемых дирижаблей, не рассматривают даже теоретически из-за их неуправляемости.

Факт 8. Воздушные шары бывают разной формы, даже самой экстравагантной, и ради внешнего вида их порой изготавливают в виде гигантских предметов. Часто такие воздушные суда используются в рекламных целях, или же участвуют в различных конкурсах на фестивалях воздушных шаров, которые проводятся по всему миру.

Факт 9. Как ни странно, но они используются даже в такой передовой науке, как космонавтика. Воздушные шары могут помочь при посадке зондов и оборудования на другие планеты с атмосферами. Такая система использовалась ещё в 80-е годы в СССР при отправке зондов на Венеру. А сейчас у NASA есть проект отправки такого аэростата на Титан, где, как предполагается, он будет по воле ветров описывать круги над его поверхностью, передавая информацию на Землю.

Факт 10. Даже самая маленькая дырочка в оболочке воздушного шара, наполненного газом, приводит к незамедлительному его взрыву, в не к медленному снижению, как в фильмах. Давление внутри оболочки очень высоко, так газ, устремляясь в одну точку, попросту разрывает её на части.