Интересные факты о железной дороге

Факт 1. Железные дороги есть на всех континентах Земли, кроме Антарктиды и Австралии. В первой они просто не нужны, а во второй вместо них используются автопоезда – мощные грузовики с форсированными двигателями, которые тянут за собой по несколько десятков прицепов. Особняком стоит и Африка – там всё железнодорожное полотно было построено в колониальные времена, с момента обретения африканскими странами независимости в середине XX века ни одного километра ж/д путей там построено не было.

Факт 2. Самый древний известный нам прототип железной дороги использовался в Диолке, что в Древней Греции. Около 2500 лет назад по нему таскали тележки с грузами, а роль рельсов выполняли углубления в хорошо утоптанной и твёржой дороге, мощёной известняков. Таким образом, тяжёлые тележки шли по одной и той же колее. Этот волок использовался в Диолке на протяжении примерно 600 лет.

Факт 3. В Средние века в Европе широко использовались гужевые рельсовые дороги. Роль тягловой силы на них доставалась сельскохозяйственным животным, в основном волам, мулам и лошадям, хотя в Великобритании, например, широко использовались пони. Рельсы при этом изготавливались не из железа, а из древесины, а потому были не слишком долговечны.

Факт 4. Самая длинная железная дорога в мире – Транссибирская магистраль в России, её протяжённость достигает 9438 километров, а поезд по ней идёт около 8 суток. У жителей некоторых стран Европы она пользуется популярностью в качестве направления для экстремального туризма – гражданам небольших по размерам государств кажется интересным восемь дней не выходить из поезда, глядя на проносящиеся мимо пейзажи.

Факт 5. Современный железнодорожный транспорт не всегда управляется машинистами. В некоторых странах поезда и метро находятся под полным контролем компьютеров, за которыми, в свою очередь, присматривают диспетчеры. Конечно, это не даёт 100% гарантии безопасности, но в целом компьютеры совершают меньше ошибок, чем люди, даже самые опытные.

Факт 6. Железная дорога считается таковой в случае наличия классического рельсового полотна. Но ещё в прошлом веке началась работа над маглевами, магнитно-левитационными поездами, которые в прямом смысле слова летят над рельсом, используя разницу положительного и отрицательного полюсов электрических магнитов. Сейчас маглевы используются в Китае, и они являются самыми быстрым наземным общественным транспортом в мире.

Факт 7. В России общая протяжённость железных дорог составляет примерно 90.000 километров, что в два с лишним раза больше протяжённости экватора нашей планеты. Но только порядка 50% этих железнодорожных путей электрифицировано, а на остальных участках используются локомотивы, работающие на ископаемом топливе, в основном на дизеле.

Факт 8. Первый в мире паровоз был продемонстрирован публике в Великобритании в далёком 1804 году. Правда, он был принят довольно холодно, так как конструкторы ошиблись в расчётах, и чрезвычайно тяжёлый локомотив попросту сломал чугунные рельсы. Спустя ещё два года была представлена его обновлённая версия, и поезд начал регулярно возить пассажиров между британскими городами Мамблз и Суонси.

Факт 9. Один из самых длинных железнодорожных составов курсировал в СССР, перевозя каменный уголь. Он состоял из 440 вагонов, общая длина которых достигала 6500 метров. Хоят абсолютный рекорд принадлежит грузовому составу из ЮАР – 660 вагонов, 7300 метров длины. Правда, южноафриканский состав, в отличие от советского, оказался непрактичен – будучи слишком тяжёлым, он во время первого же рейса так повредил железную дорогу, что её пришлось ремонтировать.

Факт 10. По железным дорогам Китая и Индии кое-где до сих пор курсируют старомодные паровозы, правда, в основном грузовые, а не пассажирские. В отдалённых уголках этих стран каменный уголь дешевле и доступнее дизеля, а электрификация туда ещё не добралась, поэтому паровозы для таких условий хорошо пригодны, и их рано списывать в утиль.